Возможности форматирования "чистого" HTML ограничены очень небольшим
набором стандартных элементов. Это связано с основной концепцией HTML,
который создан для создания электронных документов предназначенных для
отображения любыми броузерами в любой ОС на любых мониторах (без
шуток: есть мониторы и ПО для слепых). Так, например, начертаний
шрифтов фактически 5 видов, а их размеров всего 6.
Язык HTML задает только самую общую структуру документа (web-страница,
с точки зрения программирования - это документ). Конкретное
отображение страницы зависит от ПО и его настоек. В большинстве
любых документов (в том числе и реально-бумажных) основными блоками
структуры являются заголовки и абзацы.
В HTML текст может форматироваться логически или непосредственно.
Логическое форматирование текста осуществляется с помощью тэгов:
<H1> ... <H6> - ЗАГОЛОВКИ
<EM> - логический акцент
<STRONG> - сильный акцент
<TT> - моноширинный шрифт
<CITE> - цитата
<DNF> - определение
Очень большое значение для форматирования имеет грамотное и
творческое применение атрибутов с соответствующими параметрами.
Например, так выравнивается текст заголовка по середине страницы или
по ее правому краю (по умолчанию, то есть если не указывать этот
атрибут, заголовок будет выровнен по левому краю страницы):
<H1 ALIGN="CENTER">
или
<H1 ALIGN="RIGHT">
Заголовки текста с 1-го по 6-ой уровень. "Самый главный" заголовок -
<H1>. <H6> - заголовок 6-го уровня, отображен будет самым мелким из
заголовков. Текст титула и текст главного заголовка могут быть
идентичны, однако, это не является обязательным, все зависит от
поставленной задачи и вкуса исполнителя.
Тэги логического форматирования не содержат информации о размере
шрифта (кегле), его цвете (заливке) и виде (гарнитуре). Броузеры
отображают логически отформатированный текст с помощью разных по
размеру, начертанию или цвету шрифтов. Конкретное отображение
логически отформатированного текста зависит от типа и настроек
броузера. Каким броузером будет смотреть страницу пользователь, и что
он там нарегулировал, я не знаю, и поэтому логическим форматированием
стараюсь не пользоваться.
К командам непосредственного форматирования текста относятся следующие
тэги:
<P> - абзац (параграф)
<BR> - перенос строки - переход на новою строку (закрывающего тэга не
имеет)
<NOBR> - запрет переноса слов в блоке на новою строку
<HR> - горизонтальная линия (закрывающего тэга не имеет)
<PRE> - запрет форматирования (все переносы строк и пробелы будут
отображаться на экране так, как в коде; такое форматирование называют
авторским, а шрифт зависит от настроек пользователя)
<FONT> - шрифт
<B> - жирный шрифт
<I> - курсив
<HR> - горизонтальная линия (в полиграфии - "отбивка").
<P>
Тэг абзаца. Между соседними абзацами при отображении броузер оставит
границу в виде пустой строки. Это традиция идущая от научных и
англоязычных текстов. В "чистом" HTML нет средств для создания
абзацного отступа - красной строки, принятой в русской печатной
практике.
<BR>
Принудительный разрыв строки. Аналогичен переводу каретки у печатной
машинки. Аналогичен команде Enter для текстового редактора
компьютера. Тэг дает команду броузеру о переходе на новую строку.
Перенос слов на новую строку броузер делает автоматически. Это зависит
от размера и разрешения экрана монитора пользователя. Поэтому
мастеру приходится просматривать свое детище на разных мониторах и
при разных настройках. И бывает так, что необходимо запретить переход
на новую строку. Вот должно быть по замыслу в одну строку и всё.
Горизонтальный разделитель - тэг
<HR> - формирует горизонтальную
линию. Если захотите, о возможностях подробнее расскажу в следующих
выпусках.
<FONT> - тэг работы со шрифтом.
Стандарты Интернет рекомендуют следующие виды (гарнитуры) начертания
шрифтов:
"Arial"
"Helvetica"
"Timmes new roman"
"Tahoma"
"Verdana"
Можно применять любые шрифты, но выбор именно этих связан с тем, что
они больше всего подходят для нужд Web, то есть не для печати на
принтере, а для отображения на мониторе. Кроме того, тэг
только дает команду отобразить данный блок таким-то шрифтом. А если
такого шрифта на компьютере посетителя страницы нет? Компьютер
отобразит шрифтом, установленным по умолчанию. Перечисленные выше
шрифты на всех современных компьютерах быть обязаны. Если собираетесь
работать с Web, то проверьте их наличие в ОС вашего ПК.
Пример прямого форматирования с помощью шрифтов:
<FONT FACE=" ARIAL"> - шрифт начертания Arial
<FONT COLOR =" FUCHSIA "> - шрифт цвета Фуксии
<FONT SIZE="5"> - шрифт размера "5"
Примеры:
<FONT FACE="TIMMES NEW ROMAN" COLOR="PURPLE" SIZE="5">Пример1</FONT>
<FONT FACE="VERDANA" COLOR="MAROON" SIZE="1">Пример2</FONT>
Вот как это выглядит:
Пример1
Пример2
Пример тэга непосредственного форматирования с атрибутами и их
параметрами:
Образец
P - тэг абзаца
ALIGN - атрибут равнения
CENTER - параметр равнения по центру (по умолчанию - LEFT ;
RIGHT - равнение по правому краю)
FONT - тэг шрифта
FACE - атрибут вида шрифта (гарнитуры)
ARIAL- параметр шрифта Arial
COLOR - атрибут цвета
BLUE - параметр цвета - синий (по умолчанию - настраивается
пользователем ПК или задается атрибутом TEXT тэга BODY)
SIZE - атрибут размера шрифта (кегля)
2 - параметр в условных web-единицах (по умолчанию "3")
Кроме того к элементам форматирования относится создание списков -
это когда в столбик перечисление. Списки подразделяются на
нумерованные и маркированные (вспомните текстовый редактор Word).
Если захотите, подробнее расскажу в следующих выпусках.
Форматируется текст и с помощью расширенных цитат (тэг <BLOCKQUOTE>).
<CENTER>
Тэг равнения по середине. Любые элементы (и текст, и графику) между
тэгами <CENTER> и </CENTER> будут выровнены по середине
горизонтальной оси окна. По умолчанию горизонтальное равнение задано
по левой стороне, а вертикальное по середине.
Почти все тэги, которые мы здесь рассмотрели, относятся к HTML 3.2
и считаются устаревшими. Есть и другие, более изощренные способы
форматирования текста. Например, с помощью невидимых (а можно и
видимых) таблиц (тэг - <table>). Пример вы, надеюсь, посмотрели на
http://aqula.boom.ru . И это тоже устаревший, но широко применяемый
прием мастеров.